Уникальная керамика Жолнаи

Уникальная керамика ЖолнаиВ 1868 году в результате проб, ошибок и сложных семейных взаимоотношений, младший сын в семье, Вилмош Жолнаи возглавил семейное предприятие по производству керамики в городе Печ на юго-западе Венгрии. Самые первые изделия компании под его руководством были по-прежнему утилитарными — для дома, кухни, промышленного использования. Простой кирпич, трубы, плиты, кафель, изоляторы и прочие строительные материалы с клеймом предприятия можно найти по всей Австро-Венгерской монархии.

На самом деле, архитектурная керамика выпускается на предприятии до сих пор, однако, она в итоге стала не просто «кирпичом» и «черепицей», а была преобразована творческим гением Вилмоша Жолнаи и превратилась в пирогранит — прорывную технологию, которую взяли на вооружение и применяют повсеместно даже современные производители. Более того, лучше этой технологии и сейчас ничего не придумано. Она позволяет делать настолько крепкие и изумительно декоративные архитектурные элементы, что замены пирограниту нет до сих пор.

Своей красотой Будапешт, Кечкеме, Печ, Вена и многие другие города обязаны в большой степени пирограниту Жолнаи, на века украшающему городскую среду и превращающему самое заурядное здание в источник восхищения зрителей.

Всего спустя пять лет от начала работы Вилмоша, была разработана первая линия художественных и декоративных изделий для международного дебюта на Венской выставке 1873 года. Успех был замечательный! Предприятие получило диплом и орден Франца-Иосифа Третьей степени.

Вдохновением для предприятия стали ренессансные, фольклорные, тюрко-венгерские, японские, романско-готические и другие археологические находки. Многие из разработанных тогда форм все еще используются. В 1878 году завод получил золотую медаль на Парижской Всемирной выставке, а Вилмош Жолнаи был награжден Орденом Почетного легиона.

«Золотой период» предприятия приходится на 1895—1914 годы, когда была изобретена эозиновая глазурь. идеально подходящая стилю модерн. Австро-венгерский Сецессион во многом сформирован художественными практиками экспериментальных лабораторий Жолнаи. Керамика того периода с радужным эозином, названным в честь Эос — древнегреческой богини рассвета, как правило, является самым дорогостоящим объектом поиска коллекционеров эпохи модерна.

Фарфор Жолнаи с эозиновой глазурью имеет серию спектральных оттенков — от характерно розового, с зелеными перламутровыми переливами до нефритовых и серо-голубых мерцающих тонов, переходящих в глубокие черные оттенки бесконечности космоса.

Фарфор Жолнаи можно, наверное, сравнивать с изделиями богемского предприятия «Амфора», однако радужная глубина и динамизм в глазури Жолнаи перевешивает самые высшие формы богемцев.

Завод Жолнаи стал лидером в промышленном производстве керамики по всей Австро-Венгерской империи. К 1898 году 23 процента всей керамики в монархии было произведено Жолнаи на своем заводе в Печ. В течение короткого периода, Жолнаи стал крупнейшим производителем керамики в пределах империи. Предприятие получало заказы от царствующих домов и правящих кругов. В Центральной Европе нет ни одного города, где не было бы зданий, облицованных керамикой завода Жолнаи.

Для предприятия не было ничего невозможного — все, что можно производить из керамики делалось на заводе. С изобретением морозостойкого пирогранита к концу 80-х годов архитекторы Империи получили новый строительный материал, с помощью которого они смогли реализовывать свои конструкций в стиле модерн.

Отдел архитектурной керамики вместе с филиалом по производству фарфора для электротехнических нужд несли наиболее значимый доход производству. Отдел декоративных изделий всегда работал в убыток.

Однако, изразцы и плитка из-за их уникального применения в период эпохи модерна, стали разрабатываться в обоих подразделениях предприятия — архитектурном и художественном. Архитектурные элементы и изразцы стали делать из пирогранита, но художественно оформлять и глазуровать. Отдел фаянса был создан на заводе в качестве формовочной лаборатории, создававшей новые архитектурные формы и рельефы.

Именно такому подходу к технологии обязаны в большой степени чрезвычайные успехи венгерских и австрийских архитекторов — Одона Лехнера, Имре Штейндля и Бела Лайта.

На заводе Жолнаи применялись самые разные технологии, главным во всей архитектурной керамике завода было ее свойство морозоустойчивости. Это достигалось высокотемпературным утильным обжигом при 1200-1300 градусах. При этих температурах керамика спекается до состояния стекла и ее водопоглощение приближается к нулевому.

Кроме того, на предприятии применялись прессформы, позволяющие достигнуть высокого уровня плотности глиняной массы при формовке. Химические добавки в глиняную массу делали ее очень крепкой. Все вместе давало такой впечатляющий результат. Изобретение эозиновой глазури открыло еще одну возможность для декоративного украшения архитектуры. Производство изразцов на заводе Жолнаи представляет собой один из самых прекрасных периодов для семьи — периода создания функционального искусства.

«В успех нового мадьярского стиля в архитектуре и дизайне внес значительный вклад завод Жолнаи в венгерском городе Печ с их производством красивых керамических плиток. Керамические плитки и декоративная керамика, произведенные на заводе Жолнаи, известном своими элегантными цветами и глянцевыми поверхностями, широко используется не только в архитектуре, но и декоративно-прикладном искусстве в качестве материала, представляющего венгерский модерн. В частности, на международных выставках, проводимых в различных частях Европы в 1900 году, венгерские павильоны, показывают керамику Жолнаи с их выдающимся художественными качествами, как главные экспонаты. Она произвела фурор и стали главным хитом в мире искусства, определившим направление его развития».

«Архитектура и прикладное искусство Венгрии 1896-1916», Хидео Томияма, директор Национального музея современного искусства, Киото.

В 1900 году Будапешт был самым молодым из великих городов Европы. Этот год стал физическим и духовным зенитом для Венгрии и итогом Австро-Венгерского компромисса 1867 года, когда Венгрия получила большую долю самостоятельности и самоопределения. Это сопровождалось расцветом промышленности, искусства и ремесел.

В тот год на предприятии Жолнаи было сделано более 700 новых форм.

К сожалению, тогда же и умер Вилмош Жолнаи, а бизнес возглавили его сын Миклош и дочери — Тереза и Юлия, которые управляли предприятием вплоть до 1914 года, когда началась Первая Мировая война.

На долю Венгрии пришлось много разрушительных событий, войн и революций. Можно сказать, что сохранившиеся технологии и антикварные шедевры производства Жолнаи — это чудо. Предприятие Жолнаи было национализировано и вернулось в частные руки только в 1982 году.

Производство было разделено на три независимых подразделения — художественная керамика и фарфор, электро-техническая керамика и строительные материалы: архитектурная керамика из пирогранита и изразцовые облицовки для каминов и печей. Сейчас художественное и строительное подразделения объединились и образовали Zsolnay Porcelánmanufaktúra Zrt.

О музее керамики Жолнаи вы можете прочитать на этой странице .