Чем глазурь отличается от ангоба?

Чем глазурь отличается от ангоба?Вопрос для начинающих керамистов. Ангоб — это специальная подглазурная краска по керамике, которая состоит из глины и цветных пигментов. Эта краска очень экологичная в отличие от глазурей, и ей могут пользоваться со спокойной душой даже дети.

Как правильно наносить ангоб на керамику? Поскольку ангоб — это на 98% глина, наносится ангоб на изделие в кожетвердом состоянии, т. е. глина должна дер

жать форму, изделие можно спокойно держать в руках, но глина была бы еще сыроватой. Ангоб можно наносить кистью и поливом (нужно развести ангоб до более жидкого состояния). Главное правило ангобов — это нетолстый слой. Краска эта похожа на гуашь, она очень плотная, так что одного слоя достаточно, чтобы закрыть исходный цвет глины. В толстом слое же ангоб может дать скол и отколоться вместе с глазурью.

Покрытие изделия ангобом можно совмещать с техникой сграфитто, о которой я напишу чуть позже. Опять же поскольку ангоб — это в основном глина, она не защищает керамику от воды, так что ангобированое изделие после первого обжига необходимо покрыть либо бесцветной глазурью, либо совместить декорирование ангобами с декорированием разноцветными глазурями.

Работа чудесного керамиста Марии Кеслер

В ангоб также можно добавлять немного глазури (ок.25%) тогда будет создаваться эффект матовой глазури и изделие будет пригодно к использованию уже после первого обжига.

Про глазури можно говорить очень долго, в этом материале я постараюсь осветить лишь основы основ, после которых можно начинать творческие эксперименты с этим необыкновенным материалом.

Глазури для керамики представляют собой порошкообразную смесь или сплав легкоплавких стекол(фритт) с пигментами или оксидами(солями) металлов. Они продаются в двух видах — состав под кисть или для полива(жидкий) и в порошке, который достаточно разбавить водой до консистенции сливок для нанесения.

Глазури наносятся по обожженому черепку. Цвет глазури до обжига заранее неизвестен, не обращай внимание на цвет этой кашицы в банке, это не имеет смысла, поэтому с глазурями работают только по пробникам. Т. е. ты купил глазурь, намазал на черепок, поставил в обжиг, вытащил и посмотрел, как глазурь выглядит в одном слое, в двух, в поливе, по эмали, на рельефе, в смеси с другой глазурью на этой температуре и теперь если тебя все устроило можно красить бисквитное изделие. И не надейся, что цвет останется тот же при другой температуре (рекомендуемую температуру обжига смотри на банке), даже расположение изделия в печи влияет на итоговый цвет глазури.

Глазури наносятся тремя способами:

1.Распыление аэрографом. Позволяет добиться самого равномерного покрытия керамики. Используется как правило в крупных мастерских и на производстве, для реализации желательно иметь камеру с вытяжкой, которая обезопасит ваши дыхательные пути от попадания мелких частиц глазури.

2.Окунание или полив. Тут все просто: вы окунаете изделие в емкость с глазурью с помощью щипцов или руками. Это дешевле, но покрытие уже не такое идеальное, часто остаются капли потеки или дырочки от щипцов, но не нужно расстраиваться — это можно использовать как художественный прием! 🙂

3.Нанесение кистью. Если у вас одна маленькая баночка глазури и большое изделие, вам остается один вариант — взять кисть и красить. Глазурями можно как рисовать (непотечными), так и создавать живописные картины с помощью потеков, наплылов и смешения глазурей.

В заключение нужно сказать, что глазурь — это очень сложное покрытие, ее нужно понять, почувствовать, чтобы предугадывать все ее капризы и использовать их в своих творческих целях. Так что если первые опыты с глазурями не выдали вам сразу желаемых результатов — не отчаивайтесь, экспериментируйте, пережигайте и ждите чуда! Глазурь — это, в первую очередь, материал, который можно понять только на практике, так что ждем вас на мастер-классе по росписи керамики в нашей мастерской, на котором мы донесем до вас все аспекты и подводные камни декорирования керамики.