Технология развития керамических изделий и материалов Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение &raquo

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Муртазина С. А.

Текст научной работы на тему «Технология развития керамических изделий и материалов»

Технология развития керамических изделий и материалов Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение &raquoУДК 666.738

С. А. Муртазина

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ И МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: керамика, технология, история, искусство.

Технология изготовления керамических изделий известна с древнейших времен. За период своего развития керамика прошла путь от простой утвари из обожженной глины до произведения искусства и высокопрочного строительного материала.

Keywords: ceramics, technology, history, art.

The manufacturing techniques of pottery are known since the most ancient times. During the development the ceramics passed a way from simple utensils from the burned clay to a work of art and high-strength construction material.

Керамика это один из древнейших материалов изготовления изделий для бытового использования. Его применяли еще до нашей эры. За все время эксплуатирования керамики метод обработки менялся несколько десятков раз. А формы передаваемые глине уже не счесть. Керамика появилась с появлением человека. На сегодняшний день производство керамических изделий играет большую роль в современном мире. Производство глиняных изделий возникло в глубокой древности. Даже на самом низком уровне культурного развития люди сохраняли пищу и питье в сосудах. Глина являлась наиболее подходящим для этого, доступным и распространенным материалом. Глиняные сосуды делались из распластанных руками кусков глины. Гораздо позднее изобретен формовочный круг. Первые глиняные изделия высушивались в тени или на солнце и не обжигались, поэтому при смачивании водой они быстро разрушались. Способ придания изделиям большей прочности путем обжига найден значительно позднее. Примерно за 6000 лет до н. э. появились печи, в которых готовые изделия обжигались. При обжиге изделия соприкасались с золой, вследствие чего на них образовывалась стекловидная пленка. Это привело к открытию глазури и стекла [1].

Керамика — это изделия, выполненные из глины с различными добавками и обожженные для прочности. Современные керамические изделия изготавливаются из глины, подвергаясь однократному и многократному обжигу при температурах выше 800°С. Термическая обработка позволяет керамике приобрести химическую стойкость, огнеупорность и другие необходимые свойства, определяющие широкое ее применение в самых различных областях культуры и быта. Керамика обладает хорошими механическими, художественно-эстетическими и физико-химическими свойствами, что выгодно выделяет ее по сравнению со многими другими известными материалами [2].

Еще в период Среднего царства (ок. 2100 — 1700 гг. до н. э.) древние египтяне использовали гончарный круг. Мастера изготавливали различные сосуды, украшенные геометрическими

орнаментами, раскрашенные белой краской на красном фоне или красно-бурой на светлом. Уже

тогда появляется «египетский фарфор» — глазурованные горшки бирюзового и лазоревого цвета. Из такой глазурованной глины выполнялись также статуэтки и фигуры животных [3].

Искусство керамики в странах Древнего Востока, в частности Ассирии и Вавилона, тесно связано с художественным решением архитектуры. Для украшения дворцов и культовых сооружений использовался цветной глазурованный кирпич и облицовочные плитки, которые составляли монументальное панно. Наиболее

распространенными сюжетами являлись бытовые и военные сцены. Стиль фризового рельефа этих культур в дальнейшем был перенесен в Персию. Предпочтение отдавалось изображениям фантастических животных. Древнеперсидская архитектура тесно совмещалась с декоративно-прикладным искусством. Из Египта и азиатских стран производство глазурованных керамических изделий постепенно переходит в Грецию и на территорию современной Италии [2].

Микенские вазы, расписанные матовыми красками по глянцевому или неглянцевому фону составляют особенность всего греческого искусства. Вазы, расписанные матовыми красками, как правило, сформованы, а расписанные лаком — сделаны на гончарном круге [3].

Расцвет художественной керамики приходится на период архаики Древней Греции. Именно в это время появляется слово «керамика». Оно происходит от названия одного из предместий Афин — Керамик (он же означает «глина»), славившегося в VI — V веках до н. э. своими гончарами. В дальнейшем греческие вазы становятся чрезвычайно разнообразны по формам и размерам и предназначались для различных целей. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Древнегреческие вазы поражают ясным, тонко прочувствованным ритмом, соразмерностью частей [4].

В Древней Италии керамика редко украшалась росписью, а гораздо чаще применялась полувозвышенная (рельефная) орнаментация. Глиняные светильники, в отношении целесообразности своей формы осмысленности украшений, поставлены на один уровень с остальными керамическими сосудами [3].

В античности керамика широко применялась и для изготовления различных табличек (например, указатели улиц или рекламные вывески). Херсонесские глазурованные кирпичи, помеченные клеймами, славились на всю округу. Они также свидетельствуют о высоком уровне керамистов [5].

В средневековую эпоху керамика особенно значительно развивалось в странах Арабского Халифата, Средней Азии, Персии. Вазы, блюда, кувшины и другие сосуды, а также глазурованные архитектурные плитки, выполненные в этих регионах получили большую известность далеко за их пределами.

На Руси также одним из основных материалов для создания утвари является глина. Главным кухонным сосудом являлся глиняный горшок, специально приспособленный именно к готовке в русской печи, чем обусловлена и его форма — узкая внизу, расширяющаяся кверху по определенной кривой. Это выполнялось с таким расчетом, чтобы можно было использовать, например жар углей. Горшки применялись также и для хранения продуктов, и для подачи на стол. Они создавались разнообразных размеров — от огромной корчаги до маленького горшочка емкостью 200 — 300 мл. На раннем этапе развития городов горшки украшались более богатыми орнаментами. Причем сосуды, предназначенные для подачи на стол, отделывались снаружи тщательнее, чем печные. В городах для приготовления жареной пищи употребляли еще и глиняные сковороды (латки). Они напоминали кастрюлю, несколько расширены кверху и имели полую глиняную ручку, в отверстие которой вставлялась деревянная рукоятка [6].

В Ш-У вв. н. э. в Китае появляются первые изделия, близкие к фарфору, а в У1-У11 вв. в эпоху Тан начинается производство настоящего фарфора. Китайскую керамику отличает особенное разнообразие, самобытность форм и художественных решений. Китайцы изготавливали различные чаши, вазы, кувшины, чайники, блюда, коробочки для косметических средств, курительницы и ряд других изделий, которые украшались расписными и рельефными узорами, различными поливами [2].

Так родиной фарфора стала китайская культура. Особого расцвета искусство фарфора в Китае достигло в XV — XVIII, в период роста городов. В эту эпоху резко возросла потребность городского населения в предметах декоративно-прикладного искусства и тогда производство фарфора стало самым востребованным промыслом. Средневековые мастера добились получения многоцветного фарфора. На белоснежной поверхности изделий, которая использовалась как живописный фон, располагались растительные орнаменты, пейзажные и жанровые композиции. Изысканную простоту сменили декоративность, яркость и нарядность [7].

В некоторых европейских странах начинает развиваться изготовление керамики с плотным спекшимся черепком. В конце XV — XVI вв. в Германии широкое распространение получило производство ваз, декоративной посуды, печных

изразцов с рельефным узором и покрытой соляной глазурью. Этот вид керамики достигает высокого уровня совершенства в XУШ веке на предприятии Веджвуда в Англии. Веджвудская керамика из каменных масс отличалась особой прочностью и тонкостью обработки. Цветные каменные массы, включающие базальт или яшму, чаще использовали для изготовления разнообразных изделий на античные мотивы, которые были в моде в тот период. Подобные изделия и рельефные украшения являлись не столько копиями, сколько свободным подражанием древности [2].

В XVII — XVIII веках фаянсовая посуда большое распространение получает и в Европе. Центрами ее производства явились Дельфт (Голландия), Невер и Руан (Франция), Фаэнца, Каподимонте, Савона (Италия), Стаффордшир (Англия), Нюрнберг и Аугсбург (Германия). Наиболее знаменитым стал дельфтский фаянс в знаменитых синих тонах. Из такого фаянса выполнялись знаменитые вазы для тюльпанов, чаши и блюда с растительным узором, морской темой и рисунками, имитирующими богатые восточные ткани. Руанские и неверские керамисты делали фаянсовые сосуды с гербами и блюда с широким орнаментальным бордюром по краю. В Германии особой популярностью пользовался белый фаянс, расписанный черной глазурью. Мастера Стаффордшира преуспели в создании поливной керамики в этническом стиле и тонкостенного фаянса, называемом «трубчатой глиной» [8].

В истории отечественной культуры известны глиняные игрушки — глазурованные или расписанные ангобом свистульки, фигурки животных и птиц, которые дошли до нас от Древней Руси. В XVI — XVII вв. особое распространение получают московские коники. Подобранные по силуэту, обобщённые по форме, они схожи с изображениями коней на древних иконах и фресках. Мастера наиболее лаконичными средствами передали стройные и изящные очертания фигуры коня. Также много сохранилось глиняных птиц-свистулек, которые происходят еще с древних славянских обрядов таких, как встреча весны, подражание пению и свисту птиц. Обрядовое значение свистулек со временем ушло, но сохранились в качестве забавных детских игрушек [2].

В России второй половины XVII века распространяется новая мода на керамическую утварь. Русские гончары освоили технику изготовления поливных сосудов, среди которых преобладали также горшки, но много было кувшинов и иной столовой посуды. Особенно красиво выполнялись парадные кувшины сложных форм для подачи на стол напитков — кваса, браги, меда [6].

В XVШ веке идеалом становится тонкий китайский фарфор, который с гибкостью подчинялся самым изысканным формам и воспринимал самую нежную раскраску. Его собирали не только из-за красоты, но и потому, что стремились овладеть тайной его производства. Во

второй половине столетия овладение технологиями изготовления тончайшего фарфора в Европе способствует развитию декоративного искусства и мелкой пластики в стиле рококо. Сосуды утрачивают всякую сдержанность формы: все стало подвижным. Постепенно граненая форма барокко заменяется легкими изгибами, целесообразные расчленения мягко округляются [9].

Культурные и политические отношения с Западной Европой способствовали проникновению в Россию массовой посуды западноевропейского образца. Это — пивные кружки, стаканы, чайные, кофейные и столовые сервизы. Их появление и распространение относится в основном к середине и второй половине XVIII века, когда освоено производство фарфора. До того русские фабриканты производили фаянсовые сервизы [6].

В России XVIII века фарфор занимает исключительное положение. Его секрет открыт в 1748 году русским мастером Д. И.Виноградовым. Возникают целые группы из фарфора, состоящие из ряда разнообразной посуды, ваз, куда могли класть не только настоящие фрукты, но и «обманки» из фарфора, сделанные в натуральную величину и раскрашенные в натуральные цвета. Такой ансамбль составляли также ручки столовых приборов, подсвечники, небольшие настольные украшения в виде беседок, трельяжей, фарфоровых дам и кавалеров, пастухов и пастушек. Кроме того, из того же материала выполняли табакерки, пуговицы, эфесы шпаг и множество других предметов. Во второй половине столетия фарфор еще более совершенствуется в техническом отношении. Тематика также меняется — на место кавалеров и дам, пасторальной темы приходят аллегорические фигуры Гуманизма, Справедливости, Единения и т. д. Хотя по-прежнему создаются внушительные ансамбли в фарфоре — парадные сервизы, однако главным декоративным элементом в них становятся не цветы и фрукты, а изображения орденов и их строгих торжественных лент [7].

В начале XIX века запускаются заводы Попова, братьев Корниловых, Батенина, и др. а также многочисленные мелкие заводы и мастерские, в том числе — Гжели. Изделия первой четверти столетия отличают строгость и простота, в их художественном решении значительное место занимают пейзажи, виды Москвы и Петербурга, а также портреты. Изображения часто вписывались в форму круга, овала или прямоугольника. Вместо белого фона предыдущих лет приходит цветной, иногда украшенный простыми по очертаниям золочёными узорами. Широкое распространение получает и мелкая фарфоровая пластика с национальной жанровой тематикой. Фарфоровую скульптуру первой половины XIX века характеризует обобщённость форм, мягкость и тонкость проработки объёмных элементов, логичное использование пластических свойств материала. Изделия русского фарфорового производства XIX в. отличали в целом разнообразие ассортимента и художественных решений, отвечающих

требованиям различных слоев населения.

Во второй половине XIX века керамическая промышленность продолжала бурно развиваться, однако технологический и художественный уровень изделий заметно снизился. Несколько оживился художественный и творческий поиск керамистов на рубеже XIX — XX вв. в связи с развитием стиля модерн. Появляются декоративные предметы ручной работы, выполненные в национальном колорите. В отделке зданий стиля модерн широко использовались белый и цветной глазурованный кирпич, майоликовые панно, изразцовые фризы.

В первые десятилетия XX века, с появлением функционализма, в искусстве керамики европейских стран и США начались поиски простых, иногда абсолютно лишенных от какого-либо декора целесообразных форм, рассчитанных на массовое промышленное производство. С 50-х гг. в промышленной керамике намечается стремление к рациональной простоте, выявлению

функционального назначения предмета.

Декоративная керамика характеризуется разнообразием техник, нестандартных контрастных экспериментов с материалами, стилевых тенденций.

С 60-х годов наблюдается тенденция отказа от строгой функциональности и приближение к станковым формам. В художественной росписи декоративных сосудов и в создании монументальных панно участвовали крупнейшие мировые художники и архитекторы, как П. Пикассо, Ф. Леже, А. Гауди и др.

Современная керамика широко распространена и в архитектурно-строительной отрасли.

Увеличивается разнообразие видов облицовочных плиток: плоские с многоцветным узором или рельефные, покрытые глазурью, различные по формам и размерам; для покрытия улиц используются клинкер, цветные плиты.

Таким образом, изначально керамика обозначала глину, прошедшую обжиг. Однако сегодня этот термин используется в более расширенном значении. Если самая ранняя керамика использовалась как домашняя утварь из глины, то в настоящее время она применяется как художественный, индустриальный и строительный материал, используется в науке. Современная керамика имеет множество разновидностей и назначений.

Литература

1. Муртазина, С. А. Современные технологии производства керамических изделий / С. А.Муртазина // Вестник Казан. Технол. Ун-та. — 2015. — Т.18. — № 13 — С. 135 — 138.

2. Добрынина, Г. Г. Художественная керамика: учебное пособие / Г. Г. Добрынина. — Владивосток. Изд-во ВГУЭС, 2013. — 80 с.

3. Муртазина, С. А. История искусства доисторической эпохи и древнего мира / С. А.Муртазина. — Казань: КНИТУ, 2007. — 84 с.

4. Сидоренко, В. И. История стилей в искусстве и костюме / В. И.Сидоренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. -40 с.

5. Муртазина, С. А. История графического дизайна и рекламы: учебное пособие / С. А.Муртазина, В. В.Хамматова. — Казань: КНИТУ, 2013. — 124 с.

6. Рабинович, М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города / М. Г.рабинович. — М. Наука, 1988. — 312 с.

7. Садохин, А. П. Мировая художественная культура / А. П.Садохин. — М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 432 с.

8. Муртазина, С. А. История искусства XVII века: учебное пособие / С. А.Муртазина, В. В.Хамматова. — Казань: КНИТУ, 2013. — 116 с.

9. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств: Пер. с нем. / Э. Кон-Винер. — М. Либроком, 2011. — 216 с.

© С. А. Муртазина — канд. пед. наук, доцент каф. «Дизайн» КНИТУ, sweta_albertovna@mail. ru.

© S. A. Murtazina — candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Design» of KNRTU, sweta_albertovna@mail. ru.