Японская керамика. Japanese tableware, pottery, porcelain

Японская керамика. Japanese tableware, pottery, porcelainБез японской керамики не обойтись при оформлении интерьера, в частности кухни в японском стиле. Керамика из Японии многообразна и связано это с особым пристрастием японцев к керамическим изделиям.

В Японии выделяют шесть исторических центров гончарного производства: Сэто, Токонамэ, Этидзэн, Сигараки, Тамба и Бидзэн. Основаны они были ещё в средние века, причём сохранившиеся в них обжиговые печи работают и по настоящее время. Производили фаянсовую посуду, внешне похожую на керамическую, в основном большие кувшины, вазы и горшки.

Обычай чаепития в Японию пришёл из Китая в конце 12 века, но только в 16-м веке стало модным устраивать церемонии подачи чая. Фарфор в Японии появился только в начале 17 века, благодаря корейским гончарам. Современная посуда в Японии выпускается в широком ассортименте и степени декорирования. Можно выделить следующие группы:

Глиняная посуда с уникальной текстурой, напоминающей на ощупь грунт, которая представлена изделиями Бидзэн, Сигараки, Этидзэн и Токонамэ.

Глиняная керамика Бидзэн.

Керамика с массивной глазурью и тёплым, землистым оттенком, которая получила известность благодаря изделиям Орибэ и Мино для чайной церемонии, простым изделиям Масико, а также изделиям Карацу и Хаги.

Японская керамика Орибэ.

Японская керамика Карацу.

Фарфор Имари. Особо известен в Европе и США фарфор в стиле Арита с самой первой японской мануфактуры. Стиль Ариты в первую очередь связывают с мастером по имени Сакаида Какиэмон, который, изучая роспись оригинального китайского фарфора, разработал собственную технику надглазурной росписи «акаэ». В результате на смену традиционной росписи в бело-голубой гамме пришла многоцветная роспись с основным красным цветом. Фарфор в бело-голубой гамме ранее изготовлялся для голландского рынка и был очень популярен. Другой мастер Имаэмон в этот же период создал оригинальные стили надглазурной росписи «нисикидэ» или «сомэнсики» с использованием ярких красок: красной, синей, желтой, зеленой, пурпурной, золотой.

Японский фарфор Имари.

Фарфор. представленный изделиями Кутани. это ещё один известный стиль антикварного фарфора. Стиль назван в честь одноименного клана, мастера которого обучались в Арите. Производство фарфора Кутани в конце 17 века было резко прекращено и возобновлено спустя полтора столетия. Соответственно стиль фарфора этих двух периодов называют Старый и Новый Кутани. Изделия Старого Кутани расписывались в пяти цветах (красный, зеленый, желтый, пурпурный, лазурный). Позже, цветовая палитра Кутани обогатилась полутонами и золотой краской после использованием европейских эмалевых красок. Самая поздняя техника Кутани называется роспись по золотой парче «сайсики-кинран». Фарфор, выполненный в этой стилистике, был невероятно популярен не только в Японии, но и в Европе.

Японский фарфор Кутани.

В обыденной жизни японцы, конечно, не используют антикварную керамику и фарфор, всё проще. Ниже я привожу ряд фотографий повседневно используемой посуды.