Вопрос, заданный мне bufetum. звучал просто: «Знаю ли я что-нибудь о чернолощеной керамике?». В очередной раз порадовавшись тому, как замечательно быть дилетантом в какой-либо сфере и как приятно узнавать что-то новенькое, отправился в гости к знакомому специалисту. Он не гончар в полном смысле, а художник, но зато активно использующий керамику в своем творчестве. Его я и озадачил проблемой повышения моего образовательного уровня в чернолощеной керамике. Однако лекция на эту тему началась со странного заявления: «Ты знаешь, мистическая это посуда. Мистическая…». Я не поверил. Как ни крути, а хорошее естественное научное образование предрасполагает к некому скептицизму в отношении сверхъестественного. Но мой специалист, пояснив технологию изготовления, опять свернул на мистику. «А почему у всех ведьм в сказках и в кино посуда — именно чернолощеная керамика?» Я задумался… Не найдя сходу ответ на этот вопрос, решил поискать его после. В смысле — после написания поста об этой посуде. Подобрал фото. Написал текст. И было это в начале августа. А сегодня мне понадобилось показать одному хорошему человеку фотографии чернолощеной керамики. Залез к себе в ЖЖ… и не нашел этого поста. Оказывается — я его не выставил! На домашнем компьютере поиски завершились тем, что обнаружил свои записи в папке «сделано и забыто». Вроде как выставил и убрал материальчик в архив. Ну и ну… Такого со мной еще не было. Поневоле начнешь верить в мистическую сущность этой посуды…
В первоначальном варианте моего текста я отнесся к этой теме и посуде несколько шутливо. Слегка поёрничал. В общем в достаточно обычной для меня манере изложения. Теперь поступлю иначе. Просто изложу некоторые факты об этой посуде и выложу фотографии. Шутить не буду…
Способ изготовления чернолощеной керамики был открыт в необозримом прошлом. Кем и когда сейчас установить невозможно. Известно, что у этрусков (VIII—II вв. до н. э.) уже существовала технология изготовления чернолощеной керамики. В России была широко распространена чернолощеная бытовая утварь, пик ее популярности пришелся на период с VII по IXX вв..
При «лощении» — поверхность изделия наиграют до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.
Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву — словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».
Также черную керамику еще называют томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до наших дней. Чернолощеная керамика известна на территории Москвы с III века нашей эры. Широкое распространение такая керамика получила, начиная с XVII века
Чтобы изготовить чёрнолощёную керамику поверхность подсушенных изделий ещё до обжига заглаживают – лощат специальным инструментом – лощилом (им мог служить гладкий камушек). Затем изделия обжигаются в коптящем пламени без доступа кислорода (морение). Хочу здесь вставить небольшое замечание. Обжиг чернолощеной керамики один из самых интересных моментов. Перечень химических реакций, происходящий при обжиге без доступа кислорода, перечисленный в одной из диссертаций на эту тему, занимал не один десяток страниц. Не пересказываю — всё равно ничего не понял. Но! В результате этого процесса изделие приобретает серебристо или смолисто – чёрную глянцевую поверхность. Полученный оттенок зависит от того, какой породы дрова выбраны для обжига. И собственно какие именно химреакции происходят – тоже очень сильно зависит от породы дерева. А еще можно в качестве источника дыма использовать старое тряпье или нечто вообще невообразимое. Наверное, именно из выбора источника «дымообразования» и берет свою историю «ведьминская посуда». Не удержусь – приведу научно-популярный пример описания обжига из другого источника: «В процессе этой реакции восстановительного обжига черепок приобретает серую и даже черную окраску, так как окись железа переходит в закись, которая способна образовать шпинель FеОFе2О3, окрашивающую черепок в темные (до черного) тона, в зависимости от температуры обжига, применяемого восстановителя и качества лощения посуды. Восстановителем, как правило, служит окись углерода (СО), которая выделяется при сгорании органических веществ — угля, дерева и др.»
В ХVIII в. чернолощеная керамика постепенно уступает место быстро развивающимся майолике и фарфору, сперва заняв нишу элементарной крестьянской утвари, а затем и вовсе почти исчезнув из обихода.