Глазурь для керамики

Глазурь для керамикиЧто представляет собой глазурь для керамики ?

Под глазурью понимают тонкий слой стекловидного покрытия, которое наносится на поверхность глиняного изделия. Данная отделка образовывается при проведении процедуры политого обжига.

Глазурь можно разделить на две большие группы, которые состоят из сырых и нефриттованных и сплавленных фриттованных (спеченных) видов глазури:

  • Тугоплавкая — температура розлива которой составляет около 1000 – 1420 градусов.
  • Легкоплавкая — температуру розлива которой около 600 – 1280 градусов.

Глазурь первой группы используют при процедуре политого обжига фарфоровых изделий, иногда полуфарфорового предмета и тонкокаменных товаров. Глазурь, относящаяся ко второй группе, используется при политом обжиге фаянса, мягкого фарфора, майолики и других гончарных предметов.

Фритта – это основная составляющая для изготовления глазури. Чтобы произвести глазурь необходимо взять немного кварцевого песка (расплавленного) или битого стекла, которое сливают в емкость с холодной водой. После этого, нужно перемолоть эту массу и размешать тщательно с водой.

Если более детально рассмотреть формулу глазури, она может выглядеть так:

  • окисел основной одно и двухвалентного металла;
  • свинцовая окись и железная закись (выступают в роли плавней, размещается в левой части данной формулы);
  • некоторые добавки кремнезема и других окислов (кислый характер), они располагаются в правой части формулы;
  • окисел Al, O2, Gr2, O3, Fe2, O3, который находится в средней части формулы.

Глазурь для керамики может быть прозрачной или глухой (непрозрачной). Непрозрачная глазурь или эмаль получается в результате смешивания прозрачной глазури с нерастворимыми или полурастворимыми соединениями, или же путем развития в самой глазури (при определено температурном показателе) тонкодисперсных, кристаллических или газовых фаз.

Глазурь также может быть блестящей или матовой, бесцветной или цветной. Процесс глазурования производится путем окунания предмета окраски в емкость в глазурью (так называемый «глазурный шликер»), или же путем полива изделий глазурью. Также можно распылять глазурь на поверхность чашки или тарелки.

Некоторые особенности воздействия окислов на свойство глазури

Под влиянием кремнезема увеличиваются тугоплавкие и вязкие свойства глазури, можно наблюдать снижение коэффициента температурного расширения. Кремнезем можно ввести в виде кварцевых песчинок, глиняных включений или каолина. Если кварц слишком тонко смолот, возможно появятся небольшие, утонченные трещины на покрываемой поверхности. Это в народе называется «цек».

Если включить в глазурь окись титана, который может повысить химические свойства устойчивости, а также оказывает содействие в процессе кристаллизации, глазурь может стать приглушенной.

При добавлении в глазурь окиси циркония повышаются свойства химической устойчивости и плавкости. Также можно вводить под видом циркона (силикат циркония) и окись циркония.

В случае добавления в глазурь окиси олова, можно проследить сильное приглушение глазури. Но в месте с этим, можно отметить повышение влагоустойчивости глазури.

Если вы добавите окиси церия, он будет очень сильно глушить глазурь.

Борный ангидрид выступает в роли плавня, который имеет свойство придавать блестящий вид изделию и повышать твердость, а также значительно понижать предрасположенность к появлению цеков. Зачастую, мастера его вводят в виде борной кислоты или бора.

Добавка в виде глинозема может повысить показатель тугоплавкости, а также снизить вероятность образования цеков.

Окись железа является красящим окислом и сильным плавнем. Наличие в глазури данной добавки вообще не приветствуется.

Из красящих окислов окись хрома является благоприятным добавлением для глазури – повышение химической стойкости, появление укрывистости и гладкости поверхности изделия.

Наиболее сильным плавнем является окись свинца, который может поспособствовать более продолжительному интервалу времени плавления при проведении обжига. К тому же, данный сегмент заставляет изделие выблескивать и улучшает розлив глазури. Но с этим элементом необходимо быть особенно осторожным – он довольно ядовитый. Вводить его нужно в шихту, специальный раствор из сырых составляющих, в виде суриков.

Медная окись схожа по легкоплавкости с некоторыми добавками, но ее влияние на степень блеска и розлив довольно мало. Данная добавка позволяет окрашиваться глазури в синий цвет, а также в красные оттенки.

Особым плавнем в глазури является окись кальция, который образует матовость. Это добавление будет слабым плавнем в легкоплавкой глазури, и наоборот, сильным плавнем в тугоплавкой глазури. Он обладает свойством уменьшать расположенность к появлению цека, а также может поспособствовать кристаллизации. Тем не менее, окислы кальция могут снизить температурный режим при плавлении глазури в момент обжига. Вводить в шихту его можно как мрамор или опоки, а также как меловое включение.

Еще более сильным плавнем, нежели окись кальция, является окись магния, который позволяет глазури стать более твердой и прочной, а также быть эластичной при розливе.

Не худшими свойствами обладает окись цинка, который является хорошим плавнем, приглушающим глазурь с добавлением магниевого окисла и повышающим коэффициент температурного роста (к. т.р.).

Также повышению коэффициента температурного роста способствует добавление в глазурь окиси натрия. Это тоже не менее сильный плавень, который может увеличить показатель склонности к образованию цека, а также снижает свойство твердости и может ослабить противостояние химическому воздействию. Вводить удобнее в шихту данную добавку в виде буры или соды.

Глазурью восстановительного огня принято называть глазурь, которая может образовывать при проведении обжига красивый металлический отблеск до уровня металлических окисей, находящихся в составе данной глазури. Самая большая вероятность получения данного эффекта это использование глазури, которая содержит соединения серебра и медные включения. Эти составляющие могут восстановится практически до натуральных оттенков указанных металлов.

Фриттоваться или спекаться могут абсолютно все добавки, исключением является только каолин, который вводят в состав глазури при перемалывании фритты.

Материалами, которые при определенной температуре нагревания освобождаются от углекислых газов и воды, образовывая нужные окиси, являются добавки борной кислоты, буры, свинцового сурика, а также соды, поташа, мела, полевого шпата.

Приготовление глазури

Если вам необходимо изготовить прозрачную глазурь, это возможно сделать даже в домашней гончарной мастерской. Вам понадобится измельчить стекло и в горячем состоянии окунуть его в подготовленную воду. Кусочки стекла должны помутнеть и покрыться маленькими трещинами. В этом случае вы получили фритту, из массы которой впоследствии на предприятиях изготавливают глазурь.

Следующий шаг-данная стеклянная масса должна быть истолчена до состояния белой муки. Это удобно будет осуществить при помощи ступки или шаровой мельницы. Полученная мука должна просеяться через сито с очень мелкими отверстиями (для удобства можно использовать чулок из капрона). После смешивания стеклянной муки с некоторым количеством клейстера или силикатного клея у вас в итоге должна получиться густая жидкость белого цвета – это и есть глазурь.

Если вам необходимо получить белую глухую эмаль необходимо добавить в подготовленную массу 5 или 6 % окиси цинка, двуокись сернокислого бария или олова. Если же, наоборот, вы пожелаете изготовить прозрачную глазурь, добавьте некоторую часть окисей различных металлов, что дает возможность в итоге получить глазурь разных цветов.

Матовая глазурь получается вследствие недостаточного жжения. Как правило, верхняя часть глазури должна покрыться мелкими выступами и ямочками.

К сожалению или к счастью, на сегодняшний день мало кто занимается приготовлением глазури ручным способом – разнообразные оттенки глазури можно приобрести в специализированном магазине.

Запомните простую истину – не нужно бояться начинать, доверьтесь собственному опыту и вкусу. Пусть помогает вам в начинаниях Святой Василий, который всегда покровительствовал мастерам.