Керамика хороша тем, что она водостойкая и огнестойкая. Но водостойкость у обычной красной керамики относительная. То есть в ней можно и суп сварить, но все же влага просачивается. Самое простое решение — это покрытие из более плотной глины, ангоб. Однако — самое простое это не самое эффективное. И поэтому была придумана глазурь…
Глазурь — это покрытие керамики раствором, который при обжиге превращается… в стекло!
Конечно, это не совсем то оконное или оптическое стекло, к которому мы привыкли, но разница невелика.
Более того — первые глазури появились еще до того, как человечество смогло выплавить стекло. Их делали в Древнем Египте и делали очень и очень толстыми. В результате казалось, что сосуд погружен в глубину стекла. На самом деле египтяне делали не глазурь на керамике. Они использовали керамику как внутренний скелет, который поддерживал стекло (хотя после 1500 года до нашей эры уже научились отливать стекло в форму и получать статуэтки). При этом «скелет» не обязательно был из керамики, использовали также полупрозрачный камень.
Такая странная технология понадобилась для того, чтобы можно было бы выплавить стекло и оно при выплавке не осело в лепешку, когда размягчится в печи.
А производить таким образом стекло египтяне были вынуждены потому, что не могли овладеть стеклодувными технологиями.
А стеклодувными технологиями они не могли овладеть, потому что стекло у них было очень вязкое и силы легких не хватало для выдувания формы.
А вязкое стекло у них было потому, что они не могли до конца его проплавить.
А проплавить его не могли потому, что температура в печи была слишком низкой.
А температура в печи… В общем, этого достаточно. Как всегда — одна технология (или ее отсутствие) тянет за собой целую цепочку, которая неизвестно где аукнется.
Современная глазурь — это жидкость, напоминающая молоко. Это «молоко» — размешанные в воде тонкодисперсные компоненты, жидкий шликер. Как правило при нанесении она непрозрачная и превращается в стекло только после обжига. Хотя есть и непрозрачные глазури, которые и после обжига не становятся стеклом, а то и остаются матовыми, они называются «глушенными».
Состав тоже бывает очень и очень разный. Та глазурь, которая по составу фактические является классическим стеклом не наносится в виде шликера, потому что при выплавке не получается правильного стекла. Такая глазурь сначала выплавляется в виде стеклянных кусочков (фритт), которые разбиваются, измельчаются в пыль и уже наносятся как шликер. Абсолютно так же выплавляются некоторые виды стекла и процесс этот называтся фриттованием.
Самое неприятное при выплавке глазури — это несовпадение коэффициентов расширения керамики и стекла. Тогда глазурь трескается и остывает, покрывшись сеткой мелких трещин. Это называется «цек», типичный брак. Такие сосуды пропускают через трещины к керамическому черепку воду и сосуд с цеком недолговечен. Однако, в художественных целях этот цек иногда вызывают специально, при этом часто делая еще и второй обжиг, с нормальной глазурью, закрывающей трещины. Получается «под старину».
Но цек — это самый распространенный тип брака. А бывает всяческие «сборки», «мушки», «отскакивания», «сухость», «запарка» и прочее и прочее.
Можно представить, сколько времени требовалось в древности, чтобы обнаружить источник брака и его устранить! Но, однако — это древним мастерам удавалось.
Очень ценно в глазури то, что с ней возможны подглазурные росписи.
То есть сначала керамика расписывается, а потом рисунок задувается сверху глазурью с помощью пульверизатора. Глазурь после обжига намертво закрывает нарисованное, становясь прозрачной. Гарантия — тысячу лет. Голландские изразцы 16 века тому доказательство.
Кстати — цвета росписи зависят от температуры обжига. Все пигменты — это оксиды металлов, но чем выше температура, тем сильнее разлагаются красные и желтые цвета. Если вы обжигаете майолику — у вас будет весь спектр, но чем выше температура — тем красные оттенки выгорают и исчезают после обжига. Для высокотемпературного фарфора остаются только синие и черные цвета. Абсолютная аналогия при погружении с аквалангом — каждый дополнительный метр глубины убирает из окружающего красный цвет, пока не останется только синий и черный…
Наносятся глазури так же, как и ангоб. Чаще всего — методом окунания в шликер глазури. Но если нужно покрыть ровную плитку, то возможны даже способы посыпания ее сухим порошком. Ну и совсем для эстетов — метод нанесения глазури кистью не забыт.
Вряд ли я смогу рассказать про все типы и виды глазурей.
Вряд ли кто-нибудь сможет это сделать.
Ситуация с глазурями еще сложнее, чем с глиной. Ведь для каждого вида и подвида существуют еще и красители, который придают цвет.
Это неподъемная тема, тут можно создавать отдельный сайт и регулярно его пополнять.
И, кстати, само слово «глазурь» — иностранное, у нас она издавна называлась «полива».
Однако, в последующих статьях я все же дам несколько наиболее употребительных рецептов. Вряд ли они пригодятся попаданцу, но для общего развития пригодится.
Сейчас глазурь применяется повсеместно.
Блестит гладкая керамическая ваза? Она покрыта глазурью.
Хорошо моется фаянсовая тарелка? Это глазурь.
В ванной на стене скользкая плитка? Глазурь.
Поблескивает фарфоровая чашка? Глазурь.
Молчит в углу унитаз? Он также покрыт глазурью!
Сейчас есть глазури на каждый чих — от кислотоупорных для лабораторной посуды до покрытий фасадных камней, рассчитанных на отечественный суровый климат.
Если вы оглянетесь вокруг и соберете находящиеся в доме керамические изделия, то больше 90% из них покрыты глазурью. Даже те, что матовые — как правило тоже покрыты глазурью, но специальной, матовой.